//= $yandex_maps_key ?>
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011г. «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», Уставом сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области, Собрание Представителей сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области
РЕШИЛО:
1. Утвердить прилагаемую Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2019-2033 годы (приложение).
2. Решение от 17.01.2014г. № 62 «О принятии Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» признать утратившим силу.
3. Опубликовать настоящее решение бюллетене «Официальный вестник сельского поселения Поляков» и разместить на официальном сайте в сети Интернет по адресу: https://polyakov05.samgd.ru/.
Глава сельского поселения Поляков
муниципального района Большечерниговский
Самарской области Е.В.Алмаев
Председатель собрания Представителей
сельского поселения Поляков В.И.Шидловский
.
Приложение
к решению Собранию Представителей
сельского поселения Поляков
муниципального района
Большечерниговский
Самарской области
от 17.12.2018г. № 122
ПРОГРАММА
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2019-2033 годы
I. ПАСПОРТ
муниципальной программы
«Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Поляков на 2019-2033гг»
Наименование муниципальной программы |
«Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Поляков на 2019-2033гг» |
|
Реквизиты о разработке программы |
— Распоряжение Главы Администрации сельского поселения Поляков от 27.08.2018г. № 50 | |
Основание для разработки Программы |
-Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06. 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» | |
Заказчик муниципальной программы |
Администрации сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области | |
Ответственный исполнитель Программы |
Администрации сельского поселения Поляков муниципального района Большечерниговский Самарской области |
|
Цель программы:
|
Обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации. | |
Задачи Программы | Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения на территории сельского поселения
Разработка инвестиционных и производственных проектов организаций коммунального комплекса сельского поселения Разработка проектов на улучшение экологической ситуации на территории сельского поселения Поляков с учетом достижения организациями коммунального комплекса нормативов допустимого воздействия на окружающую среду |
|
Показатели (индикаторы) муниципальной Программе | Показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения;
Показатели энергоэффективности развитие соответствующей системы коммунальной инфраструктуры; Показатели качества поставляемого коммунального ресурса; Показатели степени охвата потребителей приборами учета; Показатели эффективности потребления каждого вида коммунального ресурса; Показатели воздействия на окружающую среду. |
|
Срок реализации программы |
Программа реализуется в течение 2019-2033г.г. | |
Объемы и источники финансового обеспечения реализации муниципальной программы |
Основными источниками финансирования Программы будут являться средства областного бюджета, средства местного бюджета, собственные средства предприятий коммунального комплекса, внебюджетные источники.
Общий объем финансирования Программы составляет:2440,2тыс.руб. 2019г.- 135,2 тыс.руб. 2020г.- 135,2 тыс. руб. 2021г.- 155,0 тыс.руб. 2022-2033г.г.- 2015,0 тыс.руб.
|
|
Планируемые результаты реализации муниципальной программы |
Повышение надежности работы систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Поляков;
Повышение качества предоставления коммунальных услуг; Повышение экологической безопасности сельского поселения Поляков.
|
Раздел 1. « Анализ проблемы и обоснование ее решения в соответствии с программно- целевым принципом»
1.Характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры
Общие данные, влияющие на разработку технологических и экономических параметров Программы:
1. Площадь территории (на 01.01.2018) – 21296
2. Численность населения (на 01.01.2018) – 1117чел.
3. Темпы роста численности не наблюдаются, в связи с высоким процентом естественной миграции населения, а также высокого показателя смертности на территории муниципального образования.
4. Территориальное деление: В состав муниципального образования включено 3 населенных пункта. Классификация населенных пунктов по перспективе развития сельского поселения Поляков представлены в таблице 1.
Таблица 1
Населенные пункты | Количество населения
(человек) |
Тип населенного
пункта
|
п. Поляков | 685 | сохраняемый |
п. Алексеевский | 368 | сохраняемый |
п. Кошкин | 64 | малоперспективный |
1.1. Краткий анализ существующего состояния системы энергоснабжения
Все населенные пункты поселения обеспечены электричеством. Электроснабжение осуществляется Чапаевскими электрическими сетями, ПАО энергетики и электрификации « Самароэнерго» Большеглушицкого отделения ПАО,ССК, «МРСК Волги». Электрические сети- воздушные, сечением АС-35-50. Общая протяженность сетей в п. Поляков-3,5 км, п.Алексеевский-1,2км, п.Кошкин-1,2 км.
Всего фонарей уличного освещения – 75 шт. Обслуживающими организациями постоянно ведется контроль за эксплуатацией электрических сетей, ведутся работы по замене, ремонту, реконструкции распределительных сетей и электрического оборудования. Надежность электроснабжения в сельском поселении соответствует критериям, определённым «Правилами устройства электроустановок». Тариф растет, в среднем на 6% в год. Необходимо внедрение энергосберегающего оборудования и сокращение потерь для уменьшения электропотребления.
1.2. Краткий анализ существующего состояния системы газоснабжения.
Все поселки, кроме п.Кошкин газифицированы природным газом. Источником газоснабжения является АГРС № 126. Газопроводы стальные, проложены наземно на стойках.
1.3. Краткий анализ существующего состояния системы теплоснабжения.
В настоящее время на территории поселения отсутствует централизованное теплоснабжение. Основная часть объектов индивидуального жилищного строительства, оборудованы индивидуальными источниками тепловой энергии, число которых равно количеству зданий с индивидуальным теплоснабжением. Все дома, отдельно стоящие административные и общественные здания отапливаются индивидуальными миникотельными, находящиеся в муниципальной собственности. Обслуживание миникотельных, осуществляет МУП « Теплоэнергосеть» муниципального района Большечерниговский Самарской области, согласно Договора технического обслуживания. Организация имеет необходимый персонал и техническое оснащение для осуществления эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов производства и передачи тепловой энергии.
1.4. Краткий анализ существующего состояния системы водоснабжения.
Все поселки обеспечены централизованной системой водоснабжения. Источником хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения населенных пунктов являются наземные воды. Объекты централизованной системы водоснабжения принадлежат ООО «СкампавеяАгро». Протяженность сети водопоровода составляет 11960 м.
Действующих водоочистных станций на территории муниципального образования нет.
Главной целью должно стать обеспечение населения сельского поселения Поляков питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения.
Посёлок Поляков – а/ц.
Население для бытовых нужд и водопоя скота обеспечивается технической водой из наземного источника (пруда). Вода далее поступает в водопроводные сети. Водопровод проложен подземно.
В схему системы водоснабжения включены тупиковые сети водопровода ф100-150мм. Материал труб — а/ц. Износ 90%. Требуется замена и реконструкция. Требуется проектирование и строительство водозабора, обеспечивающего водой питьевого качества.
Вода используется на хозяйственно- питьевые цели, пожаротушение и полив.
Пожаротушение осуществляется из поверхностных источников. Требуется строительство пирса.
Посёлок Алексеевский
Население для бытовых нужд и водопоя скота обеспечивается технической водой из наземного источника (реки Глушичка) расположенного на юго-востоке посёлка. Вода качается насосной станцией насосами 3КД, далее поступает в ВБ (ёмкостью 25м3), откуда без очистки поступает в сеть.
В схему системы водоснабжения включены тупиковые сети водопровода ф100мм. Общая протяжённость — 4,7км. Материал труб — а/ц, ПВХ. Износ труб 90%. Требуется замена и реконструкция. Требуется проектирование и строительство водозабора, обеспечивающего водой питьевого качества.
Используется вода на хозяйственно- питьевые цели, пожаротушение и полив.
Пожаротушение осуществляется из поверхностных источников. Требуется установка гидрантов и строительство пирса.
Посёлок Кошкин
Население для бытовых нужд и водопоя скота обеспечивается технической водой из наземного источника (пруда) расположенного на юге посёлка. Вода качается насосной станцией, далее поступает в водонапорную башню (ёмкостью 25м3, не действует).
В схему системы водоснабжения включены тупиковые сети водопровода ф100мм. Общая протяжённость 1,7км. Материал труб — полиэтилен. Износ труб 90%. Требуется замена и реконструкция. Требуется проектирование и строительство водозабора, обеспечивающего водой питьевого качества.
Используется вода на хозяйственно — питьевые цели, пожаротушение и полив.
Пожаротушение осуществляется из поверхностных источников. Требуется установка гидрантов и строительство пирса.
Посёлок Поляков – а/ц, посёлок Алексеевский, посёлок Кошкин
Централизованная канализация в поселках отсутствует. Хозяйственно-бытовые стоки поступают в выгребные ямы и надворные уборные, с последующим вывозом спецавтотранспортом в места, отведённые службой Роспотребнадзора.
Дождевая канализация в поселках отсутствует. Отведение дождевых и талых вод осуществляется по рельефу местности в пониженные места
Водоснабжение
Посёлок Поляков – а/ц, посёлок Алексеевский, посёлок Кошкин
Согласно проекту Генерального для бесперебойного водоснабжения населения водой соответствующего качества, отвечающего требованиям СанПиН 2.1.4. 1071-01 « Питьевая вода», необходимо выполнение ряда мероприятий, а именно:
Согласно проекту Генерального плана:
Используется вода на хозяйственно — питьевые цели, пожаротушение и полив.
Расход на наружное пожаротушение посёлка (1 пожар) принят 5 л/сек в течение 3 часов, что составляет 54 м3/сут. Осуществляется из проектируемых пожарных гидрантов и поверхностных источников.
Расходы воды на новое строительство
№ пп. |
Площадки застройки |
Кол-во лю-дей чел.
|
Водопотребление |
Протя-жен-ность сетей h км |
Водо-отве-дение
М3/сут |
Протя-жен-ность сетей h км |
|||||
Хоз.-питьевое max |
Пожа-роту-шен.
м3/сут |
Полив м3/сут. |
|||||||||
м3/сут. | м3/час | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
|
|
|
|
|
5л/с
1пож 3 ч |
|
|
|
|||
Село Поляков – а/ц Уплотнение существующей застройки | |||||||||||
1.1 |
ул. Молодежная 2 инд. ж. д. |
6 |
1.44 |
0.35 |
54 |
0.42 |
4,696 |
1.44 |
|||
Новое строительство | |||||||||||
1.2 |
Площадка № 1
140 инд. ж. д. |
420 |
100,80 |
15,02 |
54 |
14,70 |
3.563 |
100,80 |
|||
1.3 | Гостиница на 15 мест |
|
1,80 |
|
|
|
|
1,80 |
|||
Итого |
|
173,16 |
8,259 |
104,04 |
К-5,035 НК-1,426 |
||||||
Посёлок Алексеевский Уплотнение существующей застройки | |||||||||||
2.1 |
Ул. Школьная и Центральная
10 инд. ж. д. |
30 |
7,20 |
1,76 |
54 |
2,10 |
0,805 |
7,20 |
|||
2.2 |
Ул. Школьная
3 инд. ж. д. |
9 |
2,16 |
0,53 |
54 |
0,63 |
1,310 |
2,16 |
|||
2.3 |
Ул. N 3
4 инд. ж. д. |
12 |
2,88 |
0,70 |
54 |
0,84 |
|
2,88 |
|||
Новое строительство | |||||||||||
2.4 |
Площадка № 2
18 инд. ж. д. |
54 |
12,96 |
3,16 |
54 |
3,78 |
0,693 |
12,96 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
2.5 |
Площадка № 3
90 инд. ж. д. |
270 |
64,80 |
11,58 |
54 |
9,45 |
1,656 |
64,80 |
|||
|
Итого |
|
160,80 |
4,047 |
90,00 |
|
|||||
Посёлок Кошкин | |||||||||||
3.1 | Ул. Мирная
4 инд. ж. д. |
12 | 2,88 | 0,70 | 54 | 0,84 | 0,985 | 2,88 | |||
Новое строительство | |||||||||||
3.2 | Площадка № 4
50 инд. ж. д. |
150 | 36,00 | 7,8 | 54 | 10,50 | 1,820 | 36,00 | |||
3.3 | Площадка № 5
36 инд. ж. д. |
108 | 25,92 | 6,32 | 54 | 7,56 | 1,190 | 25,92 | |||
3.4 | Площадка № 6
14 инд. ж. д. |
42 | 10,08 | 2,46 | 54 | 1,47 | 0,911 | 10,08 | |||
Итого | 149,25 | 4,906 | 74,88 | ||||||||
Итого по с.п. | 483,21 | 17,212 | 268,92 | К-5,035 НК-1,426 | |||||||
Т.Э.П. | 0.483 тыс. м3/сут. | 17,212 | 0,269
тыс. м3/сут. |
К-5,035 НК-1,426 | |||||||
№ пп. |
Площадки застройки |
Кол-во лю-дей чел.
|
Водопотребление |
Протя-жен-ность сетей h км |
Водо-отве-дение
М3/сут |
Протя-жен-ность сетей h км |
||||||
Хоз.-питьевое max |
Пожа-роту-шен.
м3/сут |
Полив м3/сут. |
||||||||||
м3/сут. | м3/час | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
|
|
|
|
|
5л/с
1пож 3 ч |
|
|
|
||||
Село Поляков – а/ц Уплотнение существующей застройки | ||||||||||||
1.1 |
ул. Молодежная 2 инд. ж. д. |
6 |
1.44 |
0.35 |
54 |
0.42 |
4,696 |
1.44 |
||||
Новое строительство | ||||||||||||
1.2 |
Площадка № 1
140 инд. ж. д. |
420 |
100,80 |
15,02 |
54 |
14,70 |
3.563 |
100,80 |
||||
1.3 | Гостиница на 15 мест |
|
1,80 |
|
|
|
|
1,80 |
||||
Итого |
|
173,16 |
8,259 |
104,04 |
К-5,035 НК-1,426 |
|||||||
Посёлок Алексеевский Уплотнение существующей застройки | ||||||||||||
2.1 |
Ул. Школьная и Центральная
10 инд. ж. д. |
30 |
7,20 |
1,76 |
54 |
2,10 |
0,805 |
7,20 |
||||
2.2 |
Ул. Школьная
3 инд. ж. д. |
9 |
2,16 |
0,53 |
54 |
0,63 |
1,310 |
2,16 |
||||
2.3 |
Ул. N 3
4 инд. ж. д. |
12 |
2,88 |
0,70 |
54 |
0,84 |
|
2,88 |
||||
Новое строительство | ||||||||||||
2.4 |
Площадка № 2
18 инд. ж. д. |
54 |
12,96 |
3,16 |
54 |
3,78 |
0,693 |
12,96 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
2.5 |
Площадка № 3
90 инд. ж. д. |
270 |
64,80 |
11,58 |
54 |
9,45 |
1,656 |
64,80 |
||||
|
Итого |
|
160,80 |
4,047 |
90,00 |
|
||||||
Посёлок Кошкин | ||||||||||||
3.1 | Ул. Мирная
4 инд. ж. д. |
12 | 2,88 | 0,70 | 54 | 0,84 | 0,985 | 2,88 | ||||
Новое строительство | ||||||||||||
3.2 | Площадка № 4
50 инд. ж. д. |
150 | 36,00 | 7,8 | 54 | 10,50 | 1,820 | 36,00 | ||||
3.3 | Площадка № 5
36 инд. ж. д. |
108 | 25,92 | 6,32 | 54 | 7,56 | 1,190 | 25,92 | ||||
3.4 | Площадка № 6
14 инд. ж. д. |
42 | 10,08 | 2,46 | 54 | 1,47 | 0,911 | 10,08 | ||||
Итого | 149,25 | 4,906 | 74,88 | |||||||||
Итого по с.п. | 483,21 | 17,212 | 268,92 | К-5,035 НК-1,426 | ||||||||
Т.Э.П. | 0.483 тыс. м3/сут. | 17,212 | 0,269
тыс. м3/сут. |
К-5,035 НК-1,426 | ||||||||
Водоотведение
Посёлок Поляков – а/ц.
Согласно проекту Генерального плана для улучшения условий жизни населения и для улучшения экологической обстановки для существующей и новой застройки необходимо выполнить ряд мероприятий, а именно:
— в связи со значительным увеличением населения необходимо проектирование и строительство канализационных очистных сооружений, принимающих стоки от канализованной и неканализованной застройки села. Производительность КОС 350м3/сут. с учетом стоков всего сельского поселения.
Согласно проекту Генерального плана для нового строительства необходимо:
— сети канализации выполнять из полиэтиленовых труб, сооружения на них из современных конструкций.
Для новой застройки до строительства канализационных очистных сооружений и сетей предусматривается строительство установок биологической очистки сточных вод для одного или группы зданий по существующим проектным предложениям.
Как вариант предлагается строительство водонепроницаемых выгребов с последующим вывозом стоков спецавтотранспортом в места, отведённые службой Роспотребнадзора. Вариант выбирается на стадии рабочего проектирования.
Расходы сточных вод по каждой площадке, приведены в разделе «Водоснабжение».
Посёлок Алексеевский, посёлок Кошкин
Централизованная канализация в данных поселениях отсутствует.
Согласно проекту Генерального плана ввиду того, что численность населения значительно увеличивается для улучшения условий жизни населения и для улучшения экологической обстановки, необходимо выполнить ряд мероприятий, а именно:
— для нового строительства предусматривается строительство установок биологической очистки сточных вод для одного или группы зданий по существующим проектным предложениям.
Как вариант предлагается строительство водонепроницаемых выгребов с последующим вывозом стоков спецавтотранспортом в места, отведенные службой Роспотребнадзора, в последствии на КОС п. Поляков.
Дождевая канализация
Отвод дождевых и талых вод с вновь проектируемых территорий осуществляется с учётом существующей застройки по открытым и закрытым водостокам в пониженные по рельефу места.
На стадии «проект планировки» и последующих рабочих стадиях определяются места сбора поверхностных вод, их очистка и места сброса в водные объекты (овраги, тальвеги, реки, озера и др.) согласно условиям «Роспотребнадзора».
Основные проблемы водоснабжения сельского поселения:
· высокий износ водопроводных сетей и водопроводного оборудования;
· отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения второго и третьего пояса;
· недостаточный охват населения централизованным водоснабжением.
Для развития системы водоснабжения в населенных пунктах сельского поселения, необходимо обеспечить решение следующих задач:
— снижение удельных расходов энергетических ресурсов при подъеме, подготовке и транспортировке воды;
— повышение КПД действующих энергетических установок;
— снижение потерь воды в инженерных сетях;
— повышение надежности систем жизнеобеспечения и снижение аварийности системы водоснабжения.
1.5. Краткий анализ существующего состояния системы водоотведения.
В населенных пунктах сельского поселения Поляков нет организованных систем канализации. Хозяйственно- бытовые стоки от существующей застройки поступают в выгребные ямы и надворные уборные, откуда вывозятся техническим транспортом и сливаются в места, отведенные для этой цели санитарным надзором.
1.6. Краткий анализ существующего состояния системы сбора и утилизация твердых бытовых отходов
Вывоз мусора и ТБО осуществляет МУП « Теплоэнергосеть» муниципального района Большечерниговский Самарской области согласно Договора на вывоз ТБО с контейнерной площадки. По состоянию на 2018 год население являются основным потребителем услуг утилизации ТБО, на его долю приходится 92% от общего объема накопленных отходов, на долю бюджетных организаций приходится 7,7%, на долю прочих потребителей приходится 0,3%. На полигон вывозятся отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли.
Обезвреживание ТБО не осуществляется.
Полный учет утилизации ТБО не ведется. В сельском поселении Поляков основными проблемами по обращению твердых бытовых отходов являются:
— отсутствие полных данных по образованию отходов;
— очистка территории поселения от несанкционированных свалок мусора;
-очистка береговой зоны рек;
— отсутствие объектов утилизации ТБО и жидких бытовых отходов (ЖБО);
— проведение рекультивации старых свалок поселения;
— организация утилизации, переработки вторичного сырья.
Схемой территориального планирования территории сельского поселения предусмотрено сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды на территории поселения. Для этого предусмотрено:
— повышение технического уровня механизации и надежности санитарной очистки населенных мест;
-экологически безопасное складирование не утилизируемой части отходов; совершенствование системы учета и контроля сбора, транспортировки ТБО.
1.7.Краткий анализ состояния приборов учета и энергосбережения у потребителей
Состояние с установкой приборов учета и энергоресурсосбережения у потребителей характеризуется: — оснащение приборами учета электроэнергии составляет 100% потребителей. Оснащение приборами учета тепловой энергии составляет 0% потребителей (МКД). Увеличение числа потребителей имеющих тепловые счетчики, является одним из главных пунктов программы, так как дисциплинирует потребителя, уменьшая его потребление и потери тепла. Счетчиков учета водоотведения нет. Учет ТБО необходимо организовать по объемам вывезенных отходов.
2. Перспективы развития поселения и прогнозируемый спрос на коммунальные услуги
Количественное определение перспективных показателей развития сельского поселения, на основе которых разрабатывается программа:
2.1. Демографическая ситуация.
Данные о среднегодовом приросте населения и тенденции его изменения
Наименование |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Естественный прирост |
-2 |
-2 |
4 |
9 |
-5 |
Рождаемость, человек |
6 |
11 |
13 |
18 |
9 |
Смертность, человек |
8 |
13 |
9 |
9 |
14 |
Демографическая ситуация в сельском поселении с 2015 по 2016 год начался прирост населения, а 2016 году число умерших превышает число родивших.
Структуру населения на 2018 год можно обозначить следующим образом:
1.Количество населения по сельскому поселению – 1117 чел.
2.Население в трудоспособном возрасте – 608 чел. (54,4%), из них на территории поселения работают 190 человек.
3.Население старше трудоспособного возраста – 300чел. (26,8 %).
4.Средняя продолжительность жизни мужчин-50 лет, женщин -55 лет.
5.Численность детей от 0 до 18 лет -209 чел.(14,6%).
2.2.Рынок труда в сельском поселении.
Численность трудоспособного населения -608 человек. Доля численности населения в трудоспособном возрасте от общей составляет 54% . Но в связи с отсутствием рабочих мест, часть трудоспособного населения вынуждена работать за пределами сельского поселения, вахтовым методом.
Таблица 4
Наименование населённого пункта | Численность населения
(на 01.01.2018г) |
Численность детей, чел. | Работоспособное население, чел. | Работающее население на территории поселения, чел. | Пенсионеры, чел. | |||
с.п. Поляков | 1117 | 209 | 608 | 209 | 300 | |||
В сельском поселении проблема занятости стоит не критически.
2.3. Жилищный фонд.
Жилая застройка сельского поселения Поляков представлена в основном индивидуальными и блокированными двухквартирными домами. Застройка преимущественно одноэтажная Фактические площади жилых зон значительно превышают расчетные, так как приусадебные участки превышают нормируемые размеры и объединены с участками для ведения садоводства и огородничества.
Характеристика жилого фонда сельского поселения представлена в таблице 5:
№п/п | Наименование | Общая площадь,м2 |
1 | Общий жилой фонд: | 20400 |
в т.ч. государственный | — | |
в т.ч. муниципальный | 700 | |
Муниципального района | — | |
Сельского поселения | 104 | |
частный | 18600 | |
2 | Общий жилой фонд на 1 жителя | 18,3 |
3 | Средний размер семьи | 3 чел. |
Выводы:
В настоящее время жилищный фонд имеет сравнительно невысокие качественные характеристики по техническому состоянию отдельных жилых зданий, по уровню их благоустройства.
В целях создания благоприятных условий для развития жилищного строительства органами местного самоуправления необходимо осуществлять:
— подготовку земельных участков для жилищного строительства;
-увеличение объемов строительства и коммунальной инфраструктуры;
-приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества;
-обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом населения.
3. Прогноз спроса на коммунальные ресурсы
Анализируя современную планировочную организацию территории сельского поселения, можно сделать следующие выводы:
— сложившаяся функциональная структура достаточно упорядочена, не требуют кардинальной реорганизации территории жилых, производственных и коммунально- складских территорий;
— требуется обновление объектов социально-бытового обслуживания населения, как по составу, так и по техническому состоянию;
— необходимо повышение качества технического состояния жилья (ликвидация ветхого и аварийного, постепенная замена его на новое капитальное), благоустройства жилфонда;
— требуется улучшение транспортных связей;
— необходимы мероприятия по инженерной подготовке территории (вертикальная планировка)
Электроэнергия
Для обеспечения поселков сельского поселения бесперебойным снабжением качественной электроэнергией, увеличения пропускных показателей сетей, создания энергоустойчивой системы электроснабжения необходимы следующие мероприятия:
· Замена устаревшего оборудования ТП;
· строительство новых ЛЭП 10(6) кВ для присоединения вновь строящихся объектов;
· строительство трансформаторных подстанций ТП;
· реконструкция воздушных ЛЭП с применением провода СИП;
· реконструкция кабельных линий с применением кабелей, сечение нулевого провода которых не менее сечения фазных проводов;
· установка частотных преобразователей на электроприводы;
· установить энергосберегающее уличное освещение. Перспективный баланс потребления электрической энергии сельского поселения составить невозможно из-за отсутствия полных данных. В целом источники достаточны. На период реализации Программы прогнозируется рост платы за услугу электроснабжения потребителями. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий:
— повышение надежности и качества централизованного электроснабжения,
— уменьшение потерь при передаче электрической энергии,
— уменьшение затрат на производство электроэнергии,
— минимизация воздействия на окружающую среду,
— обеспечение энергосбережения всех потребителей.
Тепловая энергия
Изменение тепловой нагрузки существующей системы централизованного теплоснабжения в сельском поселении Поляков на расчетный срок строительства 2033 г. – не предполагается.
Для развития системы водоснабжения в населенных пунктах сельского поселения, там, где имеется централизованная система водоснабжения, необходимо обеспечить решение следующих задач:
— повышение КПД действующих энергетических установок;
-потерь воды в инженерных сетях;
— снижение удельного потребления воды в жилищном фонде, бюджетных учреждениях, в жилищно-коммунальной инфраструктуре;
-повышение надежности систем жизнеобеспечения и снижение аварийности системы водоснабжения.
Показатели работы системы водоснабжения с учетом реализованных мероприятий:
· соответствие качества воды, подаваемой потребителям, установленным гигиеническим нормам – 100 %;
· увеличение доли потребителей, обеспеченных централизованной услугой водоснабжения до 90 %;
· увеличение водопотребления за счет введения в эксплуатацию систем водоснабжения. Рассматривается строительство новых скважин с учётом необходимости ремонта оборудования на старых скважинах в период до 2030 года.
Решение вышеперечисленных задач позволит добиться наиболее эффективного, устойчивого и надежного функционирования системы водоснабжения сельского поселения.
№ п/п |
Назначение и наименование объекта |
Местоположение объекта |
Вид работ, который планируется в целях размещения объекта |
Срок, до которого планируется размещение объекта, г. |
Основные характеристики объекта |
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий (ЗСО) |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Протяженность, км |
Иные характеристики |
|||||||||||
1. |
Водопроводные сети |
поселок Поляков на ул. Молодежная |
строительство |
2033 |
4,696 |
|
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: при отсутствии грунтовых вод – не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; при наличии грунтовых вод – не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов
|
|||||
2. |
Водопроводные сети |
поселок Поляков на площадке № 1 |
строительство |
2033 |
3,563 |
|
||||||
3. |
Водопроводные сети |
поселок Алексеевский на ул. Школьная и ул. Центральная |
строительство |
2033 |
0,805 |
|
||||||
4. |
Водопроводные сети |
поселок Алексеевский на ул. Школьная |
строительство |
2033 |
1,310 |
|
||||||
5. |
Водопроводные сети |
поселок Алексеевский на площадке № 2 |
строительство |
2033 |
0,693 |
|
||||||
6. |
Водопроводные сети |
поселок Алексеевский на площадке № 3 |
строительство |
2033 |
1,656 |
|
||||||
7. |
Водопроводные сети |
поселок Кошкин, на ул. Мирная |
строительство |
2033 |
0,985 |
|
||||||
8. |
Водопроводные сети |
поселок Кошкин на площадке № 4 |
строительство |
2033 |
1,820 |
|
||||||
9. |
Водопроводные сети |
поселок Кошкин на площадке № 5 |
строительство |
2033 |
1,190 |
|
||||||
10. |
Водопроводные сети |
поселок Кошкин на площадке № 6 |
строительство |
2033 |
0,911 |
|
||||||
11. |
Водозабор, насосно-фильтровальная станция и водонапорная башня |
поселок Поляков в юго-западной и юго-восточной части населенного пункта |
строительство |
2033 |
— |
производительности – 250 куб.м./сут. |
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 радиус 1-ого пояса зоны санитарной охраны от 30 до 50 м в зависимости от защищенности подземных вод. Размеры 2-ого и 3-его поясов зоны санитарной охраны определяются на основании гидрогеологических расчетов |
|||||
12. |
Водозабор, насосно-фильтровальная станция и водонапорная башня |
поселок Алексеевский в центральной части |
строительство |
2033 |
— |
производительности – 200 куб.м./сут. |
||||||
13. |
Водозабор, насосно-фильтровальная станция и водонапорная башня |
поселок Кошкин в северо-западной и юго-восточной части |
строительство |
2033 |
— |
производительности – 180 куб.м./сут. |
||||||
№ п/п |
Назначение и наименование объекта |
Местоположение объекта |
Вид работ, который планируется в целях размещения объекта |
Срок, до которого планируется размещение объекта, г. |
Основные характеристики объекта |
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий (ЗСО) |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Протяженность, км |
Иные характеристики |
|||||||||||
1. |
Сети водоотведения |
поселок Поляков на ул. Молодежная |
строительство |
2033 |
1,355 |
безнапорная
|
В соответствии с табл. 15 СП 42.13330 определяется на стадии проекта планировки территории |
|||||
поселок Поляков на площадке № 1 |
строительство |
2033 |
3,680 |
безнапорная
|
||||||||
1,426 |
напорная |
|||||||||||
2. |
Канализационные очистные сооружения |
на северо-востоке за границей поселка Поляков |
строительство |
2033 |
— |
производительности – 350 куб.м./сут. |
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны объекта – 200 м |
|||||
3. |
Канализационная насосная станция |
поселок Поляков на ул. Молодежная |
строительство |
2033 |
— |
производительности – 350 куб.м./сут.
|
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны объекта – 20 м |
|||||
Утилизация ТБО
В настоящее время объективным сдерживающим фактором в развитии системы сбора, переработки отходов производства и потребления является отсутствие нормативной базы, адекватной к современным требованиям к состоянию экологической среды, транспортировки отходов, их хранение, переработки, сбыта переработанного сырья, захоронения и сжигания отходов. Очистка территории от бытовых отходов должна осуществляться по плановой регулярной системе, при которой отходы удаляют из жилых районов по строго утвержденным графикам. Программа развития объектов, используемых для утилизации ТБО, предусматривает выбор метода обезвреживания и переработки ТБО с вводом в эксплуатацию новых оборудованных площадок для сбора отходов с целью оптимального решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Таким образом, для развития системы утилизации ТБО, а также улучшения экологической обстановки в сельском поселении необходимо реализовать следующие мероприятия:
·провести инвентаризацию и рекультивацию существующих площадок сбора мусора, где будут соблюдены требования санитарно-технических и экологических норм под надзором контролирующих органов Роспотребнадзора и комитета охраны природы.
Для площадок сбора твердых бытовых отходов предусматриваются следующие требования:
·изолирование отходов от населения;
·обеспечение охраны от загрязнения окружающей среды;
·обеспечение статической устойчивости складируемых отходов с учетом динамики уплотнения;
·обеспечение возможности последующего рационального использования земельного участка.
Основные показатели работы системы утилизации ТБО с учетом реализации мероприятий:
·повышение надежности, качества и эффективности услуг по захоронению (утилизации) ТБО;
·повышение уровня обеспеченности населения услугами по захоронению (утилизации) ТБО;
·создание системы управления, мониторинга и контроля над повышением надежности и эффективности функционирования полигона ТБО;
·создание системы информационной поддержки разработки и реализации нормативно-правовых, организационных и технических решений по повышению эффективности, надежности и устойчивости функционирования системы захоронения (утилизации) ТБО;
·снижение экологической нагрузки.
Раздел 2. Цели и задачи муниципальной программы
Цель:
Обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации.
Задачи программы:
РАЗДЕЛ 4. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Результаты реализации Программы определяются уровнем достижения запланированных целевых показателей.
Перечень целевых показателей с детализацией по системам коммунальной инфраструктуры принят в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.10.2013 г. № 359/ГС:
— критерии доступности коммунальных услуг для населения;
— показатели спроса на коммунальные ресурсы и перспективные нагрузки;
— величины новых нагрузок;
— показатели качества поставляемого ресурса;
— показатели степени охвата потребителей приборами учета;
— показатели надежности поставки ресурсов;
— показатели эффективности производства и транспортировки ресурсов;
— показатели эффективности потребления коммунальных ресурсов;
— показатели воздействия на окружающую среду.
Целевые показатели устанавливаются по каждому виду коммунальных услуг и периодически корректируются.
4.1 Целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения
Развитие систем водоснабжения и водоотведения на период до 2020 года учитывает мероприятия по реорганизации пространственной организации Поляков сельского поселения Большечерниговского муниципального района:
— увеличение размера территорий, занятых индивидуальной жилой застройкой повышенной комфортности, на основе нового строительства на свободных от застройки территориях и реконструкции существующих кварталов жилой застройки;
— Реализация Программы должна обеспечить развитие систем централизованного водоснабжения в соответствии с потребностями зон жилищного и коммунально-промышленного строительства до 2020 года и подключения 100% населения в населенных пунктах с централизованным системам водоснабжения.
При проектировании системы водоснабжения определяются требуемые расходы воды для различных потребителей. Расходование воды на хозяйственно-питьевые нужды населения является основной категорией водопотребления в сельском поселении.
Количество расходуемой воды зависит от степени санитарно-технического благоустройства районов жилой застройки. Благоустройство жилой застройки для сельского поселения принято следующим:
— планируемая жилая застройка на конец расчетного срока (2020 год) оборудуется
внутренними системами водоснабжения и канализации;
В настоящее время нормы водопотребления в Самарской области в Поляков сельском поселении Большечерниговского муниципального района:
Источником водоснабжения населенных пунктов Поляков, Алексеевский, Кошкин сельского поселения Поляков Большечерниговского муниципального района на расчетный срок предусматривается 100%-ное обеспечение централизованным водоснабжением существующих и планируемых на данный период объектов капитального строительства. Водоснабжение населенных пунктов организуется от существующих, требующих реконструкции и планируемых водозаборных узлов (ВЗУ). Увеличение водопотребления поселения планируется за счет развития объектов хозяйственной деятельности прироста населения.
Расчетная потребность технической воды на полив:
Запасы подземных вод в пределах сельского поселения по эксплуатируемому водоносному горизонту неизвестны, поэтому следует предусмотреть мероприятия по их оценке. На территории поселения сохраняется существующая и, в связи с освоением новых территорий, будет развиваться планируемая централизованная система водоснабжения.
Состав и характеристика ВЗУ определяются на последующих стадиях проектирования. Водопроводные сети необходимо предусмотреть для обеспечения 100%-ного охвата жилой и коммунальной застройки централизованными системами водоснабжения с одновременной заменой старых сетей, выработавших свой амортизационный срок и сетей с недостаточной пропускной способностью.
Площадки под размещение новых водозаборных узлов согласовываются с органами санитарного надзора в установленном порядке после получения заключений гидрогеологов на бурение артезианских скважин.
Выбор площадок под новое водозаборное сооружение производится с учетом соблюдения первого пояса зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения».
Подключение планируемых площадок нового строительства, располагаемых на территории или вблизи действующих систем водоснабжения, производится по техническим условиям владельцев водопроводных сооружений.
Систему поливочного водопровода, предусмотреть отдельно от хозяйственно-питьевого водопровода.
В этих целях следует использовать поверхностные воды рек, озер и прудов с организацией локальных систем водоподготовки.
Для улучшения органолептических свойств питьевой воды на всех водозаборных узлах следует предусмотреть водоподготовку в составе установок обезжелезивания и обеззараживания воды. Для снижения потерь воды, связанных с нерациональным ее использованием, у потребителей повсеместно устанавливаются счетчики учета расхода воды.
Для нормальной работы системы водоснабжения сельского поселения планируется:
— заменой оборудования, выработавшего свой амортизационный срок (глубинные насосы, центробежные насосы) и со строительством узла водоподготовки;
На этот период для обеспечения жителей сельского поселения водой питьевого качества в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо выполнить следующие мероприятия:
— Построить ВЗУ в составе центрального водоснабжения или провести реконструкцию с установкой станций водоподготовки;
— Организовать 1 и 2 пояс зон санитарной охраны для всех действующих и планируемых ВЗУ в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения»
4.1 Критерии доступности для населения коммунальных услуг
В сельском поселении установлена система критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги, в которую включены следующие критерии доступности:
а) доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;
б) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
в) уровень собираемости платежей за коммунальные услуги;
г) доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения.
4.2 Показатели спроса на коммунальные ресурсы и перспективной нагрузки (величины новых нагрузок)
Для обеспечения полного удовлетворения перспективного спроса на коммунальные ресурсы необходимо обеспечить дополнительное увеличение мощностей по выработке энергоресурсов и отпуска коммунальных ресурсов.
Показатели спроса на коммунальные ресурсы, перспективная нагрузка по каждому виду коммунальных ресурсов, величина новых нагрузок, присоединяемых в перспективе, представлены в разделе 2 Обосновывающих материалов .
4.3 Показатели качества коммунальных ресурсов
Показатели качества коммунальных ресурсов в период действия Программы не изменяются. Это комплекс физических параметров, которые должны поддерживаться в регламентированных различными нормативными документами диапазонах и по которым оценивается качество поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Основные показатели качества коммунальных ресурсов систематизированы по видам ресурсов и услуг и представлены в разделе 5.2 Обосновывающих материалов.
4.4 Показатели степени охвата потребителей приборами учета
Показатели степени охвата потребителей приборами учѐта коммунальных ресурсов динамично изменяются в связи с реализацией задач, поставленных Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и представлены в разделе 5.3 Обосновывающих материалов.
4.5 Показатели надежности систем ресурсоснабжения
Количественные данные указанных показателей представлены в разделе 5.4 Обосновывающих материалов.
4.6 Показатели воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Раздел 5. ПРОГРАММА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
5.1 Программа инвестиционных проектов в электроснабжении
Программа инвестиционных проектов в электроснабжении включает мероприятия по строительству силового оборудования трансформаторных подстанций, строительство сетей энергоснабжения.
Реализация мероприятий позволит обеспечить бесперебойную передачу электрической энергии надлежащего качества с высокой степенью надѐжности потребителям, снизить затраты на ремонты энергетического оборудования и электрических сетей, создать возможность для дальнейшего развития инфраструктуры поселения.
5.2 Программа инвестиционных проектов в теплоснабжении
Представленная программа инвестиционных проектов в теплоснабжении направлена на повышение надежности теплоснабжения, приведение качества тепловой энергии и теплоносителя в соответствие требованиям нормативных и законодательных актов, повышение эффективности производства, транспортировки и распределения тепловой энергии.
Предлагаемая программа состоит из 2-х разделов:
— реконструкция и техническое перевооружение объектов системы теплоснабжения.
— развитие системы теплоснабжения для обеспечения возможности подключения объектов нового строительства.
5.3 Программа инвестиционных проектов в газоснабжении
Программа инвестиционных проектов в газоснабжении направлена на подключение новых объектов к системам централизованного газоснабжения.
5.4 Программа инвестиционных проектов в водоснабжении и водоотведении
Программа инвестиционных проектов в водоснабжении и водоотведении разработана в целях достижения значений целевых индикаторов.
Программа инвестиционных проектов состоит из двух разделов:
— проектирование новых объектов водоснабжения и водоотведения;
— модернизация существующих объектов водоснабжения и водоотведения.
5.5 Программа инвестиционных проектов в утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов
Программой инвестиционных проектов в утилизации (захоронении) ТБО предусмотрены мероприятия по модернизации действующей системы переработки и утилизации (захоронения) ТБО.
5.6 Программа установки приборов учета в многоквартирных домах и бюджетных организаций, программа реализации энергосберегающих мероприятий в многоквартирных домах
В условиях роста стоимости энергоресурсов, дефицита областного и местного бюджетов, экономического кризиса, крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в муниципальных зданиях. Для решения этой задачи необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории сельского поселения. Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью муниципальной программы социально-экономического развития.
Программа установки приборов учета и реализация энергосберегающих мероприятий должна соответствовать требованиям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в частности уровень оснащенности приборами учета должен быть доведена до 100%.
Раздел 6. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы.
Источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения, а также средств предприятий коммунального комплекса, осуществляющих деятельность на территории поселения, включенных в соответствующие проекты инвестиционных программ. Инвестиционными источниками предприятий коммунального комплекса являются амортизация, прибыль, а также другие средства. К реализации мероприятий могут привлекаться средства областного и федерального бюджетов в рамках финансирования областных и федеральных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Объемы финансирования Программы за счет средств бюджета сельского поселения Поляков носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проекта бюджета сельского поселения Поляков на очередной финансовый год.
Раздел 7. Механизм реализации муниципальной программы
7.1. Ответственный за реализацию программы:
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик :
1. Администрация сельского поселения Поляков, основными функциями которого является:
— принятие Программы;
— утверждение отчетов о ее исполнении и контроль над ее исполнением;
— утверждение бюджета и отчета о его исполнении на очередной финансовый год с учетом объема финансирования, необходимого на реализацию Программы;
— учет изменений, вносимых в финансовый план Программы на очередной финансовый год;
2. Руководители ресурсоснабжающих организаций как лица, ответственные за реализацию мероприятий в рамках оказываемого вида услуги (теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения)
7.2. План-график работ по реализации программы
Сроки реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу, должны соответствовать срокам, определенным в Программах инвестиционных проектов.
Разработка технических заданий для организаций коммунального комплекса в целях реализации Программы осуществляется в 2019-2021гг.
Утверждение тарифов, принятие решений по выделению бюджетных средств, подготовка и проведение конкурсов на привлечение инвесторов, в том числе по договорам концессии, осуществляется в соответствии с порядком, установленным в нормативных правовых актах Самарской области.
7.3 Порядок предоставления отчетности по выполнению Программы
Предоставление отчетности по выполнению мероприятий Программы осуществляется в рамках мониторинга. Целью мониторинга Программы является регулярный контроль ситуации в сфере коммунального хозяйства, а также анализ выполнения мероприятий по модернизации и развитию коммунального комплекса, предусмотренных Программой. Мониторинг Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры включает следующие этапы:
1. Периодический сбор информации о результатах выполнения мероприятий Программы, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
2. Анализ данных о результатах планируемых и фактически проводимых преобразований систем коммунальной инфраструктуры. Мониторинг Программы предусматривает сопоставление и сравнение значений показателей во временном аспекте. Анализ проводится путем сопоставления показателя за отчетный период с аналогичным показателем за предыдущий (базовый) период.
7.4 Порядок корректировки Программы
По ежегодным результатам мониторинга осуществляется своевременная корректировка Программы. Решение о корректировке Программы принимается Администрацией сельского поселения по итогам ежегодного рассмотрения отчета о ходе реализации Программы или по представлению Главы администрации.
Раздел 8. Планируемые результаты реализации муниципальной программы
Основные ожидаемые эффекты:
программа КРКИ (DOC, 1.6MB)