Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия

Актуальные проблемы здравоохранения и медицинского обслуживания граждан Самарской области

На очередном занятии в «Школе редакторов», которое состоялось в Правительстве области, была рассмотрена очень злободневная  тема «Актуальные проблемы здравоохранения и медицинского обслуживания граждан Самарской области».  В период подготовки семинара участники его направили вопросы, волнующие жителей тех территорий, которые они представляют. Интересный диалог с заместителем министра  здравоохранения Самарской области Сергеем Анатольевичем Вдовенко состоялся у редакторов и в ходе встречи.

На все темы, затронутые на очередном «уроке» в «Школе редакторов пресс-служба министерства подготовила развернутые ответы, которые мы предлагаем читателям.

Продолжается ли практика приглашения врачей на село с условием выплаты единовременного пособия в 1 млн. рублей? В чем эффект и проблемы этой практики? Результаты?

На территории Самарской области в рамках реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Самарской области" государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2019 годы, утверждённой постановлением Правительства Самарской области № 674 от 27.11.2013 (далее - Подпрограмма), осуществляется предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (программа "Земский доктор") медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населённый пункт, либо посёлок городского типа Самарской области из другого населённого пункта. В рамках Подпрограммы также  предоставляется единовременное пособие на обустройство в размере 165 996 рублей лицам с высшим медицинским и (или) фармацевтическим образованием и лицам со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием, приступившим к работе по наиболее востребованным специальностям.

Благодаря социальной эффективности программы "Земский доктор" на территории Самарской области наблюдается ежегодное увеличение, как числа сельских врачей, так и уровня обеспеченности врачами населения муниципальных районов. Ежегодно трудоустраиваются в государственные учреждения здравоохранения, расположенные в сельской местности и поселках городского типа около 100 врачей.

Всего за время реализации программы "Земский доктор" в села и поселки городского типа Самарской области привлечено более 600 врачей, 90% продолжают работать и оказывать квалифицированную медицинскую помощь жителям муниципальных районов Самарской области.

Основными причинами отказа продолжить работу в сельских населенных пунктах и поселках городского типа по результатам проведенного анкетирования являются:  отсутствие жилья, неразвитая инфраструктура, желание иметь более высокий доход. В тех районах Самарской области, где муниципальными органами предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, медицинские работники желают продолжить работать и после окончания обязательного пятилетнего срока отработки.

В настоящее время на территории Самарской области остается потребность во врачах в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, поскольку большая часть прибывших врачей восполняет убытие врачей пенсионного возраста. Наибольшая потребность в них наблюдается в амбулаторно-поликлиническом звене.

Кому, за что и сколько платят в системе здравоохранения области? Почему так много говорят и пишут в СМИ об огромном разрыве в доходах среднего и высшего звеньев медработников. Имеет ли место волюнтаризм главврачей в распределении средств?

Вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы регулируются Трудовым законодательством, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.

Согласно нормам Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (статья 132 ТК РФ).

При этом следует отметить, что должностной оклад является лишь составной частью заработной платы. В соответствии с действующим законодательством работникам государственных учреждений здравоохранения Самарской области устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера (надбавки, доплаты, премии, поощрительные выплаты)

Размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области установлены Положениями об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденными постановлениями Правительства Самарской области.

На основании Положения и в соответствии с нормами статьи 8 ТК РФ система оплаты труда устанавливается локальными нормативными актами учреждения.

В связи с чем порядок, размеры, условия выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются коллективным договором учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

Уровень заработной платы работников учреждений напрямую зависит установленных на текущий год объемов медицинской помощи, а также количества и качества предоставленных учреждением медицинских услуг. 

При этом заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы, объема занимаемых ставок, фактически отработанного времени, а также выполнения им показателей оценки эффективности деятельности.

Кроме того, в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате заместителей главного врача, главных бухгалтеров и работников учреждения министерством установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы заместителей главного врача, главных бухгалтеров и средней заработной платы за календарный год работников учреждения.

Министерством на постоянной основе проводится мониторинг уровня средней заработной платы медицинских работников учреждений здравоохранения Самарской области, а также соотношения средней заработной платы руководителя, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и средней заработной платы работников учреждения.

Таким образом, возможность проявления волюнтаризма главных врачей в распределении средств сведена к минимуму.

По данным мониторинга уровня средней заработной платы работников учреждений здравоохранения Самарской области, проводимого министерством, размер средней заработной платы составил:

"Врачебная ответственность", "врачебная ошибка" имеют ли место такие явления в нашей области? Примеры из медицинской практики? Последствия?

В действующем законодательстве отсутствует понятие "врачебная ошибка". Вместе с тем в статье 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, в частности, что должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При оказании медицинской помощи вред пациенту может быть причинен в силу различных причин - неправильного диагноза, ошибок, допущенных медицинским персоналом, и т.д. В зависимости от нарушений законодательства об охране здоровья традиционно выделяют следующие виды юридической ответственности:

гражданско-правовую;

административную;

уголовную;

дисциплинарную;

материальную.

Правовым основанием гражданско-правовой ответственности медицинской организации являются нормы главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие причинения вреда".

При нарушении прав пациента, оказании медицинской помощи ненадлежащего качества, причинении вреда его жизни или здоровью гражданско-правовая ответственность медицинской организации наступает при наличии:

вреда, причиненного жизни и здоровью пациента,

противоправности поведения непосредственного причинителя вреда в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинским работником профессиональных обязанностей;

причинной связи между вредом и противоправным поведением (ненадлежащим лечением и вредом здоровью).

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, ее размер зависит от размера причиненного вреда.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, страховые медицинские организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Следствием выявленных ими нарушений являются неоплата или неполная оплата медицинской организации медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.

Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года № 230, относит, в частности, к дефектам медицинской помощи и/или нарушениями при её оказании:

несоблюдение порядков оказания медицинской помощи (в том числе сроков и доступности плановой помощи, маршрутизации при наличии показаний к госпитализации), превышение установленного времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме;

доказанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке случаи нарушения врачебной этики и деонтологии работниками медицинской организации при несоблюдении ими принятых этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей;

невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;

нарушение по вине медицинской организации преемственности в лечении, необоснованная или непрофильная госпитализация застрахованного лица;

развитие ятрогенного заболевания (выявляется при ухудшении состояния здоровья человека или возникновении нового заболевания, обусловленном неблагоприятными последствиями любых медицинских воздействий) и др.

В свою очередь, министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство) осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в отношении подведомственных учреждений, который предусматривает, в частности, проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 89 Закона № 323-ФЗ; Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1340н).

В ходе проведения министерством проверок соблюдения подведомственными медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи оцениваются, в частности, соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний. При выявлении в ходе проверок нарушений руководителю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; а также принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности, в рамках компетенции.

Кроме того, в силу статей 22, 192 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель (главный врач) имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Административная ответственность связана с совершением лицом противоправных деяний, характеризующихся меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К административным правонарушениям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и связанным с профессиональными обязанностями медицинских работников или медицинской деятельностью, относятся, например:

неправомерный отказ в предоставлении гражданину необходимой ему информации, в том числе о его здоровье (статья 5.39 КоАП РФ);

невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 6.30 КоАП РФ);

нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст. 6.32 КоАП РФ);

осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Применение уголовной ответственности связано с наличием в действиях медицинских работников состава преступления. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК РФ) преступлениями, связанными с осуществлением медицинской деятельности, можно считать:

причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (часть 2 статьи 109 УК РФ);

причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (часть 2 статьи 118 УК РФ);

принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (статья 120 УК РФ);

неосторожное заражение ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (часть 4 статьи 122 УК РФ);

неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью (статья 124 УК РФ);

незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (статья 128 УК РФ);

разглашение врачебной тайны (часть 2 статьи 137 УК РФ);

незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233 УК РФ);

незаконное осуществление медицинской деятельности (статья 235 УК РФ);

заведомо ложные показания или заключение эксперта (статья 307 УК РФ) и др.

Указанные составы преступлений связаны с причинением вреда жизни и здоровью человека в результате ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, нарушением прав пациента.

Таким образом, в случае нарушения прав пациента медицинские организации и виновные должностные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Есть ли проблемы с укрупнением, объединением лечебных учреждений в сельских районах области?

В связи с прекращением предоставления медицинских услуг в медико-социальных отделениях центров социального обслуживания министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области минздрав дал поручение медицинским организациями  организовать оказание первичной медико-санитарной помощи населению, ранее получавшему медицинские услуги в ЦСО, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по медицинским показаниям.

11) Состояние дел с оказанием высокотехнологичной помощи в медицине области? Что для населения бесплатно, что на коммерческой основе? Есть ли проблема очередей?

Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011       №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП), являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

В соответствии с приказом Минздрава России от 29.12.2014 № 930н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы" медицинские показания к оказанию ВМП определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации.

Решение о наличии показаний к направлению пациента в медицинскую организацию за пределами Самарской области, принимается комиссией по отбору пациентов для оказания ВМП министерства здравоохранения Самарской области (далее - Комиссия по отбору пациентов) на основании заключения консультативного осмотра специалиста по профилю заболевания, направления руководителя медицинской организации по месту наблюдения и (или) лечения, выписки из истории болезни, результатов исследований, подтверждающих диагноз, копии паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, пенсионного страхового свидетельства, справки об инвалидности (при наличии), заявлений об оказании ВМП, о согласии на обработку персональных данных.

При направлении пациента на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования оформление на пациента талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - Талон на оказание ВМП) с применением специализированной информационной системы обеспечивает принимающая медицинская организация с прикреплением комплекта документов.

При направлении пациента на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оформление Талона на оказание ВМП с применением специализированной информационной системы обеспечивает министерство здравоохранения Самарской области с прикреплением комплекта документов, и заключения Комиссии по отбору пациентов.

В 2009 году ВМП оказана 3633 жителям Самарской области, а в 2016 году - 15248 жителям, таким образом количество жителей Самарской области, которым оказана ВМП, увеличилось в 4 раза.

ВМП по состоянию на 05.12.2017 оказана 16 163 жителям Самарской области, из них:

ВМП, включенная в базовую программу ОМС (в медицинских организациях области и за пределами региона) - 7 723 человек;

ВМП, не включенная в базовую программу ОМС - 8 440 человек (из них: в федеральных медицинских организациях - 3 219 человек, в медицинских организациях Самарской области - 5 221 человек).

  Согласно ожидаемому прогнозу по окончанию 2017 года высокотехнологичная медицинская помощь будет оказана 17096 жителям Самарской области, а в 2018 году - 19 222 жителям.

13) В каких формах и с какими результатами реализуется в медицине нашей области государственно-частное партнерство (ГЧП)?

На сегодняшний день на территории Самарской области общее количество проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), реализуемых в сфере здравоохранения, составляет 23. Из них на стадии реализации находится 14 проектов и 1 проект на этапе подготовки конкурсной документации.

Формы реализации проектов ГЧП в нашем регионе: концессионное соглашение, инвестиционный меморандум, соглашение о социально-экономическом сотрудничестве.

Количество заключенных и реализуемых концессионных соглашений - 8 на сумму 1,5 млрд. руб.

Количество инвестиционных меморандумов - 2 на сумму 6 млрд. руб. Количество соглашений о социально-экономическом сотрудничестве - 3 на сумму 1.7 млрд.руб.

Количество концессионных соглашений, находящихся на этапе согласований условий концессионного соглашения (по итогам конкурсной процедуры) - 1 на сумму 200 млн.руб.

Количество проектов, находящихся на этапе подготовки конкурсной документации - 1 на сумму 18 млн.руб.

Общий объем привлеченных внебюджетных инвестиций составляет около 9 млрд. рублей, а общий объем привлекаемых инвестиций вместе с рассматриваемыми проектами составляет без малого 27 млрд. рублей. Результатом является сокращение единовременной нагрузки на бюджет, привлечение  представителей бизнес-сообщества (финансовых ресурсов и новых компетенций) в сферу здравоохранения, создание дополнительных рабочих мест.

Необходимо отметить, что именно на проектах в сфере здравоохранения Самарская область получила практический опыт реализации и сопровождения проектов с использованием механизмов ГЧП. Благодаря системно выстроенной работе в режиме наибольшего благоприятствования для бизнеса наблюдается ежегодное улучшение позиции Самарской области в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП, который определен одним из показателей оценки эффективности инвестиционной деятельности губернаторов субъектов Российской Федерации.

В декабре 2015 года Самарская область определена победителем первого Всероссийского конкурса в номинации "Лучший субъект Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения", проводимом министерством здравоохранения Российской Федерации.

По итогам 2016 года Самарская область улучшила свои позиции в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП, уступив первое место г. Москве и разделив второе место с Московской областью. В настоящее время уровень развития ГЧП в нашем регионе составляет 82,7% . Кроме того, по итогам 2016  года Самарская область заняла первое место во Всероссийском конкурсе "Лучший проект государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения" в номинации "Лучший инфраструктурный проект на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении". Победителем стал проект "Строительство, оснащение и ввод в эксплуатацию отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в г. Самара" (диализный центр на территории ГБУЗ СО "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина"). Центр введен в эксплуатацию в ноябре 2017 г. Мощность центра- 48 аппаратов "искусственная почка", количество созданных рабочих мест - 93.

В декабре 2017 года Самарская область также принимала участие в Всероссийском конкурсе "Лучший проект государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения" в номинациях "Лучший инфраструктурный проект на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении", "Лучший субъект Российской Федерации по уровню развития государственно-частного взаимодействия в здравоохранении". По итогам конкурса первое место занял проект "Проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию многофункционального госпиталя и осуществление с его использованием медицинской деятельности" (Многофункциональный госпиталь "Мать и дитя"). Открытие госпиталя запланировано на март 2018 г. Площадь здания 25 тыс. кв.м, мощность - 150 коек, количество создаваемых рабочих мест - 800.

Список подразделов:

25 июля 2018 года
28 июня 2018 года
22 июня 2018 года
14 июня 2018 года
15 мая 2018 года
13 мая 2018 года
16 мая 2018 года
3 мая 2018 года
28 апреля 2018 года
25 апреля 2018 года
20 апреля 2018 года
17 апреля 2018 года
27 марта 2018 года
20 марта 2018 года
20 марта 2018 года
7 марта 2018 года
19 февраля 2018 года
15 февраля 2018 года
9 февраля 2018 года
26 января 2018 года
15 января 2018 года
12 января 2018 года
9 января 2018 года
Актуальные проблемы здравоохранения и медицинского обслуживания граждан Самарской области
20 ноября 2017 года
15 ноября 2017 года
13 ноября 2017 года
25 сентября 2017 года
18 сентября 2017 года
18 сентября 2017 года
18 сентября 2017 года
14 августа 2017 года
10 августа 2017 года
10 августа 2017 года
4 июля 2017 года
21 июня 2017 года
26 июня 2017 года
23 июня 2017 года
14 июня 2017 года
4 мая 2017 года
18 апреля 2017 года
8 апреля 2017 года
13 марта 2017 года
22 февраля 2017 года
31 января 2017 года
24 января 2017 года
16 декабря 2016 года
17 декабря 2016 года
17 октября 2016 года
11 октября 2016 года
5 октября 2016 года
30 сентября 2016 года
30 сентября 2016 года
25 сентября 2016 года
20 сентября 2016 года
5 сентября 2016 года
29 августа 2016 года
29 августа 2016 года
27 августа 2016 года
26 августа 2016 года
26 августа 2016 года
22 августа 2016 года
1 августа 2016 года
13 июля 2016 года
11 июля 2016 года
11 июля 2016 года
8 июля 2016 года
4 июня 2016 года
26 мая 2016 года
26 мая 2016 года
20 мая 2016 года