Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия

"Валли-бот", "3D LAB", "ЛЕГОробики" и другие…

Одно из направлений  разностороннего развития дошкольного и школьного возраста - образовательная робототехника. Президент РФ  В.В. Путин в Послании к Федеральному Собранию указал на необходимость изменений в содержании образования, а также на то, что в государственных стандартах и программах должны отражаться приоритеты научно-технологического развития страны. Глава Самарской области Д.И. Азаров, обращаясь к жителям региона, выразил мнение, что «нужно создавать центры цифрового развития детей, расширять сеть детских технопарков «Кванториум», грамотно подойти к созданию Центра дополнительного образования по научно-техническим и ественно-научным направлениям на базе СамГТУ». Эти и другие задачи лежат в основе реализации национальных проектов.

Робототехника - это  проектирование и конструирование интеллектуальных механизмов-роботов, интереснейший способ изучения компьютерных  технологий и программирования. Во время занятий дети учатся проектировать, создавать и оснащать роботов. Актуальность образовательных программ технического направления заключается в формировании творческой личности, способной в перспективе занять своё место в интеллектуальной элите нашего государства - стать квалифицированными инженерами, конструкторами, программистами…

В Центре детского творчества открыты объединения технической направленности для детей разных возрастных категорий с общеразвивающими и познавательными образовательными программами под руководством как начинающих, так и уже опытных педагогов.

Объединение "Валли-бот" с уже сложившейся системой обучения, хорошей репутацией, историей участия в областных и Всероссийских фестивалях робототехники. Педагог дополнительного образования с десятилетним стажем Александр Леонидович Иванов уверен, что несмотря на сложность с набором в группу, ребята подбираются особенные, с развитым воображением, увлечённые, целеустремлённые, со склонностью к точным наукам. Сложность заключается только в том, что очень непросто конкурировать с насыщенной школьной программой и свободным доступом к соцсетям, но, однако, юные техники и конструкторы находят время для занятий робототехникой, а так же спортом, вокалом, музыкой, театром. Талантливый ребёнок ищет способы применения своим врождённым способностям и в этом ему должны помочь, кроме собственного трудолюбия, родители и наставники.

Робототехника - это не просто синтез наук, таких как физика, биология, химия, информатика, но и спорт. Мальчики, среди которых выделяется В. Кошин, И. Иванов, В. Тошин, Н. Байчитян, с удовольствием "скрипят мозгами", осваивая электронику и практическую физику три раза в неделю по полтора часа. Мастерят самые разные модели, собирают-разбирают, паяют, программируют… Роботы в виде автомобилей, птиц, животных, насекомых, игрушек, изготавливают солнечные панели и ручные генераторы - детской фантазии нет предела. Кроме этого, юные инженеры знакомятся с новыми направлениями, современными методами программирования, используя наборы ARDUINO, конструируют и "оживляют" электронные устройства. Стимулом для электроников является выступление в технических конкурсах, в которые допускаются не только детские объединения, но и дворовые команды. Наши ребята принимали участие в "Робофестах" различных уровней - от окружных до Всероссийского в Москве. Последнее достижение - это поездка в город Отрадный на Всероссийский фестиваль "Стриж", где наши команды заняли первое и второе места в своей номинации "Робослалом". Ребята показали высокий уровень подготовки, демонстрируя свои "конструкторские шедевры". Примечательно то, что к каждому конкурсу требуется длительная подготовка - это не только создание модели и доведение её до требуемых стандартов, а также испытания на тренировочной трассе.

Руководитель объединения верит в своих подопечных, учится вместе с ними, радуется их успехам. "Хочу, чтобы ребята занимались не только для развлечения, а постоянно стремились к совершенству, чтобы накопленные знания пригодились им в будущем. Технические специалисты - нефтяники, газовики, электрики, инженеры, строители, сотрудники полиции и банковской сферы,  IT-специалисты, менеджеры в грядущем столетии станут самыми востребованными на рынке труда, а системы обслуживания, добычи, учёта станут полностью автоматизированными", - рассуждает А.Л. Иванов.

Молодое объединение "Мир ЛЕГО" имеет разветвлённую структуру, в нём занимаются дети разных возрастов - дошколята и мальчики среднего школьного возраста. Руководит "самоделкиными" выпускница Самарского аэрокосмического университета имени академика Королёва Марина Олеговна Шевченко. Обретя неземную специальность с мудрёным названием "техническая эксплуатация летальных аппаратов", девушка очень гармонично вписалась в ряды педагогов дошкольного образования, и более того, поняла, что работать с пытливыми, необыкновенно подвижными и любознательными воспитанниками - это тоже своего рода "космос".

Группы дошкольников, созданные в двух детских садах № 1 и 2, постигают азы инженерного дела с помощью наборов конструктора "ЛЕГО". С удовольствием изучают буквы и цифры, учатся обводить лекала, пробуют создавать уникальные модели, конструируют и фантазируют. Таким образом, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, моторика рук и счётные навыки. Ребята уже имеют опыт участия в конкурсе "Добротурнир".

Иные задачи поставлены перед юными гениями школьного возраста. Мальчики "колдуют" над технологическими картами, учатся собирать модели, используют гидравлику и пульт управления, а затем они с азартом  обкатывают свою технику на скорости, с крутыми виражами и замысловатыми траекториями. (на снимке М. Алланазаров, М. Кольцов, А. Алякин со своим педагогом)

Не стоит думать, что техническая жилка - это мужская привилегия. В данном объединении есть такое направление как 3D-моделирование, которое привлекает девочек своей художественной составляющей. Воспитанники приобретают навыки черчения, используя специальные программы, а затем с помощью 3D-принтера изготавливают поделки и детали: брелки, вазы, лодочки, шестерёнки… В перспективе - создание более совершенных изделий.

Мастерская "3D LAB". Здесь творят наследники тульского механика Левши, сумевшего подковать блоху. Само помещение напоминает лабораторию, где почётное место отведено станкам с числовым программным управлением.

Педагог дополнительного образования, руководитель объединения программист с 30 летним стажем Александр Владимирович Морозов рассуждает о пользе занятий: " По сути это и есть замещение прежних уроков труда школьной программы, которая позволяла мальчикам освоить навыки токарного, столярного и других производств, что, несомненно, должен уметь настоящий мужчина. Теперь же процесс изготовления какого-либо изделия намного увлекательнее. Задуманную  модель по размерам и параметрам вносят в программу, которая загружается в компьютер, управляющий токарным , фрезерным, гравировальным станками. Процесс не травмоопасный, всё, что нужно - это защитные очки. В дальнейшем планируется использование 3D-принтера и 3D-сканера. Всё что нужно - это желание, трудолюбие, тяга к технике и конечно, творческий полет мысли…" Александр Владимирович демонстрирует изделия из дерева и пластмассы: ящики, фигурки, рельефные панно, шахматы и другие.

Наиболее способные ребята - это С. Гущин и Д. Акбулатов уже готовы составить конкуренцию в конкурсе деревянных дел мастеров "Юный Левша". 

"3D LAB" только открылась и поэтому ещё не раскрыты возможности чудо-техники, а творческие задумки и идеи в стадии разработки. С полной уверенностью можно утверждать только одно - грядущие победы и достижения юных дарований не за горами.

В Большечерниговской школе №1 открыты группы для младшей, средней и старшей возрастных категорий под общим названием "Визуальное программирование". Руководитель этого объединения - выпускница Оренбургского  педагогического университета, учитель информатики Екатерина  Валерьевна Бережная. Молодой специалист, вчерашняя студентка, как никто другой, знает, что количество учебных часов по информатике не позволяет школьникам в совершенстве ознакомится с предметом, а так же со знанием дела поможет подготовится выпускникам к поступлению в ВУЗы технической направленности. Екатерина Валерьевна  с упоением рассказывает о занятиях с малышами - активными,  непоседливыми "почемучками" малыши учатся правильно обращаться с "мышью", в игровой форме осваивают практические приёмы, знакомятся с историей ЭВМ. Средние школьники отличаются непостоянством посещения и склонностью к компьютерным играм.  Здесь важно заинтересовать, увлечь, научить рассказать о скрытых возможностях компьютера.  А для будущих студентов - учащихся выпускных классов  разработана система изучения языков программирования, углубленный курс ознакомления с тонкостями компьютерной грамоты.

Одно из разновидностей робототехники - это LEGO-конструирование, которое благотворно влияет на все аспекты развития ребёнка. В процессе технического творчества развиваются не только речевые навыки, но и математические способности, коммуникативные навыки, индивидуальные задатки каждого малыша. Конструирование завершается игровой деятельностью, роботы используются в сюжетно-ролевых играх. В СП детский сад "Светлячок" к занятиям привлечены не только одарённые дети, но и все без исключения воспитанники группы,  которую уместно было бы назвать "Ума палата", но это дошкольное объединение имеет символичное имя - "Легоробики".

Руководит юными конструкторами и инженерами педагог дополнительного образования Юлия Викторовна Иванова. Несмотря на нежный возраст малыши собрали солидное портфолио, в их активе участие в таких конкурсах как: I окружной Форум робототехники "ИКаРёнок", областной технический фестиваль "народное торжище", где воспитанники Л. Синякина, Т. Заключнова заняли второе место, областные "Инженерные каникулы", "Техно-Бум", в них приняла участие четырехлетняя В. Иванова, которая стала в своей номинации серебряным призёром.

Сейчас ребята готовятся к очередному конкурсу - "Космофест". Педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственной мышление, воображение, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками, не говоря уже о том, что после увлекательных занятий для дошколят могут потерять привлекательность видеоигры и смартфоны.

В мире современных технологий нас всё больше окружает робототехника. С каждым годом наука развивается, исследования продолжаются - следовательно, усовершенствуется эта отрасль. В будущем роботы сделают нашу жизнь комфортнее и доступнее, а юные исследователи станут авторами самых невероятных технологий и научных открытий XXI века.

 

 

Список подразделов:

2 июля 2019 года
10 июня 2019 года
19 апреля 2019 года
19 апреля 2019 года
"Валли-бот", "3D LAB", "ЛЕГОробики" и другие…
8 октября 2018 года
13 апреля 2018 года
29 декабря 2016 года