Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия

Проблемы подросткового возраста

Когда родители обращаются за советом к педагогу или психологу, они ждут, что им будет дан  точный совет, что делать. Сын курит, наказали подростка и он ушел из дома; перевели в новую школу - стал прогуливать уроки; не проявляет послушание - проявляя свой характер…

Но, специалист не может выписать рецепт, он может лишь указать на некоторые подводные камни, предостеречь от ложных путей. А решение надо принимать самим родителям. И порой они бывают разочарованы, не получив однозначного ответа на волнующий их вопрос.

Но, таких вопросов возникало бы меньше, если бы мы взрослые задумывались не только о конкретных неотложных мерах, но и о том, как выработать наиболее благоприятную для развития личности подростка родительскую позицию.

Она  должна быть реальной, основываться на достоверной оценке особенности ребенка, соединенной с уважением к его личности; гибкой, подвижной, что предполагает готовность взрослых изменить характер общения с ребенком, способы обращения с ним; предвидящей, т.е. принимающей в расчет те требования, которые поджидают детей в их завтрашнем дне.

В основе первого (реальная оценка) из этих требований - знание своего ребенка. И, кажется: для матери и отца  нет ничего естественнее, чем стремиться хорошо, знать своего ребенка. Но практика убеждает в  обратном. Очень часто мы взрослые встречаемся не только с незнанием своего ребенка – подростка, но и с предубеждением, ложными оценками; бывает и такая «принципиальная позиция»: вполне достаточно знать чего мы хотим добиться от ребенка! В таких случаях родители не сомневаются в правомерности навязанных ребенку решений. Вера в себя у взрослых не подвергается сомнению, сомневаются они только в ребенке.  Ответственность за неудачи тоже возлагаются на него: «Ты не понимаешь, что тебе хотят только добра…». Ярлык неблагодарного, или неспособного, или упрямого приклеивается намертво. И дальше уже именно этот ярлык во многом начинает определять жизнь подростка.

Второе требование (гибкость) - обращено к способности взрослых изменять формы, методы, оттенки нашего взаимодействия с подростком в зависимости от многообразия жизненных обстоятельств. Ведь гибкость воспитательной позиции – это способность к перестройке общего подхода к ребенку по мере его роста и развития, а особенно в подростковом возрасте. Характер поощрений, санкций и запретов, сам стиль общения, наша родительская роль с годами - всё нуждается в изменении! Ведь  не хотим же мы помешать, подростку взрослеть. Как правило – неумение быть гибкими неизбежно приводит к серьезным нарушениям взаимопонимания с детьми. Неожиданные «вспышки протеста» с их стороны, невосприимчивость к  воспитательным воздействиям - самый верный знак того, что пора перестраиваться. И заметьте: не сыну или дочери, как чаще всего склонны думать родители, а самим взрослым.

Третье требование (прогноз) - элементы прогноза присутствуют в воспитании всегда. С первых часов жизни ребенка, мы задумываемся, что требуется ребенку в дальнейшем - в детском саду, в школе… К сожалению, часто прогноз (и именно по отношению к подростку) превращается в прямое построение родителями жизненных планов для него, вместо него. Мы решая, чем заниматься ребенку в дальнейшем, конечно,  заботимся о его будущем, но решающим станет то, насколько это будущее «выстрадано» самим растущим человеком, а насколько навязано ему волей взрослых. Будучи директивно навязанным, такое решение во всех случаях задержит его в детстве, а в худшем испортить жизненный путь подростка.

Каждый ребенок не повторим, и неповторимость эта не просто порождена любящим родительским взглядом; личность подростка всегда особенна, индивидуальна, суверенна - это аксиома лежит в основе всей нашей философии воспитания. Но, сказанное не исключает того, что есть и некоторые общие законы, по которым личность складывается, развивается и живет, и подростковый период – это пора самоопределения, пора надежд и поиска. Это период формирования идеалов, пора раздумий о «времени и о себе».

 

Кабылкаирова С.Г. – социальный педагог ГКУ СО «КЦСОН Южного округа» отделение м.р.Большечерниговский

 

Список подразделов:

18 октября 2019 года
13 сентября 2019 года
12 сентября 2019 года
10 сентября 2019 года
10 сентября 2019 года
10 сентября 2019 года
15 августа 2019 года
26 июля 2019 года
4 июля 2019 года
19 июня 2019 года
19 июня 2019 года
18 июня 2019 года
14 июня 2019 года
14 июня 2019 года
20 мая 2019 года
20 мая 2019 года
Проблемы подросткового возраста
20 мая 2019 года
24 апреля 2019 года
17 апреля 2019 года
12 апреля 2019 года
10 апреля 2019 года
7 сентября 2018 года
31 августа 2018 года
11 мая 2018 года
2 февраля 2018 года
16 сентября 2016 года
15 августа 2016 года
22 марта 2016 года
15 февраля 2016 года
29 января 2016 года
27 ноября 2015 года
25 октября 2014 года
4 июля 2014 года
26 июня 2014 года