Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия

Что такое лень? И как с ней бороться?

Дети в силу своих возрастных особенностей обладают большим запасом жизненной энергии и сил. Подвижный, любопытный, проявляющий инициативу ребенок – важное свидетельство его благополучного психоэмоционального состояния и развития.

Однако нередким становится и проявление пассивности, отказ от деятельности, который мы взрослые называем просто ленью.

Лень – это нежелание выполнять какую-то деятельность, трудности во включении в работу, невозможность приступить к занятиям. Она свойственна практически каждому, и даже самые прилежные дети временами подвергаются этому «недугу».

Лень мешает продуктивной деятельности и эффективному обучению и очень важно взрослым проявить участие и не действовать жестко. Важно понимать индивидуальные особенности ребенка и его жизненный контекст: чем вызвана эта лень? Прежде, чем предпринимать какие-либо меры, нужно как следует разобраться в причинах такого поведения.

 Лень и нежелание что-то делать не возникает просто так. Они имеют свои причины. А если понять причину, то становится легче найти способ справиться со сложностями. Причины детской лени:

1.Темпераментальные особенности. Психические особенности, тип нервной системы очень важны для успешной деятельности ребенка. Например, дети-холерики могут испытывать сложности и лениться выполнять задания, требующие длительной сосредоточенности, а ребенок-интроверт не проявит особого желания выполнять задачи, требующие общения и активности.

2.Отсутствие мотивации. Если нет интереса для выполнения задания, то и желания выполнять его тоже не будет. Таким образом, если вы хотите, чтобы ребенок хотел что-то делать, заинтересуйте его. Покажите, что новый опыт делает жизнь более полной.

3.Неуверенность в себе и страх потерпеть неудачу. Ребенок, который постоянно слышит критику своих действий, вскоре делает вывод, что лучше вообще ничего не делать, поскольку все равно ничего не получится.

4.Усталость. Ребенок может просто переутомиться и хотеть поваляться на диване, погулять и ничего не делать. Оцените загруженность ребенка, и если возможно, дайте ему время для отдыха.

5.Плохие отношения, не удача. Конфликт со взрослыми, низкая успешность, отсутствие успеха в делах могут стать причиной нежелания ребенка учиться. Покажите ребенку, что вы на его стороне, а потом разберитесь в причинах конфликта и ситуации не успеха. Важно помочь ребенку научиться общаться, выходить из конфликта, строить отношения.

6.Завышенные требования и ожидания родителей. Высокие требования от ребенка, которые выше его сил, могут стать причиной его лени. И вместо того, чтобы перенапрягаться, психика ребенка переходит в «режим сохранения энергии». Пересмотрите свои ожидания, оцените уровень загруженности ребенка. Возможно, стоит уменьшить требования, дать ребенку больше свободного времени.

7.Незрелость нервной системы. Исследователи доказывают, что до совершеннолетия мозг ребенка еще не достаточно развит в лобных долях, которые отвечают за планирование и оценку событий. Таким образом, лень может быть просто результатом неспособности спланировать свои действия и оценить результаты бездействия.

Если же школьник ленится систематически и это его естественное состояние, то весьма вероятно, что дело заключается в нежелании ходить в школу, связанным со страхами, появлением конфликтов, неуспеваемостью или другими причинами. Нужно бить тревогу и при необходимости подключать специалиста-психолога.

Лень часто является необходимым периодом восстановления жизненных сил: так например, после перенесенной болезни, ребенок может проявлять вялость, астению и его отказ от деятельности скорее свидетельствует о восстановительном периоде. Не следует исключать и возможные астенические реакции, обусловленные психоэмоциональными перегрузками. Очень часто дети просто не выдерживают учебной и внеучебной нагрузки. В таких случаях важно правильно организовать день ребенка, учитывать необходимость свободного времени для прогулок, прибегнуть к восстановительным процедурам: прием витаминов, утренняя зарядка, посещение бассейна и др.

Причиной детской «лени» также могут быть и страхи перед неудачами, неуверенность в себе. Ребенок попросту может не знать, КАК что-то сделать, а спросить у учителя или родителя порой - боится. Нередко детскую лень провоцирует стресс – изменение состава семьи, переезд, конфликтные ситуации в школе или в детском саду. Отдельной причиной детской лени может быть проявление детской депрессии.  

Недостаток в развитии волевых качеств личности ребенка, тоже может вызвать детской  «лени». Проявлением этого могут быть ситуации, когда ребенок загорается какими-нибудь видами деятельности, например, секциями и кружками, но спустя непродолжительное время отказывается их посещать, говоря о том, что это неинтересно скучно и т.д. Незрелая произвольность также будет проявляться в учебной деятельности. Такие дети перестают делать устные домашние задания, с трудом высиживают целый учебный день в школе. Все эти симптомы указывают на недостаточность в саморегуляции ребенка и необходимость обратиться за помощью к специалисту.

Часто родители сталкиваются с абсолютным нежелание ребенка что-либо делать, когда он достигает подросткового возраста. На все предложения родителей и попытки заинтересовать подросток отвечает "не хочу", "не знаю". Одна из причин такой смены поведения - это особенности возрастного "перехода" - детские игры уже не интересны, а более взрослых увлечений ребенок пока не нашел. И, здесь необходим индивидуальный подход к возрастным изменениям подростка.

В подростковом возрасте учеба, привычные занятия, выполнение школьных и родительских правил становится рутиной по сравнению с яркой насыщенной динамичной эмоциональной жизнью, подогреваемой острым гормональным фоном. Бурная эмоциональная жизнь, значимость общения со сверстниками приводит к снижению самоконтроля, неспособности сформировать четкие жизненные перспективы и зачатую способствует проявлению лени в учебной деятельности, нежеланию трудиться. Отсюда, «борьба» с ленью должна учитывать ее причины, которые определят необходимость обращения к специалистам: психологу, психотерапевту или неврологу и возможно с проведением психотерапевтической и психокоррекционной работы.

Чего не стоит делать родителям в попытках преодолеть лень ребенка или подростка?

  • пытаться убедить фразами установками: «не будешь работать – ничего не добьешься»
  • пытаться манипулировать и угрожать наказанием «если ты не возьмешься за учебу, мы лишим тебя компьютера»
  • ожидать, что ребенок резко изменится, и будет выполнять свои обязанности как взрослый, ведь огромное количество сил у него уходит на внутреннюю работу в связи со вспыхнувшими гормонами;
  • не обесценивать предложения подростка, даже если они вам кажутся нелепыми и инфантильными.

Важной помощью со стороны родителей детям, столкнувшимся, с проблемой лени могут стать:

  • обсуждение вместе значимых дел и ситуаций ребенка;
  • осведомленность о эмоциональных событиях;
  • повышенное внимание к детским проблемам и событиям;
  • организация совместной деятельности и увлечений;
  • поиск совместных радостей с ребенком;
  • стимулирование и поощрение ребенка за продуктивную деятельность, и малейшие достижения.

Кабылкаирова С.Г. – социальный педагог ГКУ СО «КЦСОН Южного округа» отделение м.р.Большечерниговский

 

Список подразделов:

11 сентября 2020 года
Что такое лень? И как с ней бороться?
26 мая 2020 года
20 марта 2020 года
18 сентября 2019 года
18 июля 2019 года
15 июля 2019 года
5 июля 2019 года
28 мая 2019 года
20 мая 2019 года
22 апреля 2019 года
22 апреля 2019 года
28 марта 2019 года
31 октября 2018 года
19 октября 2018 года
8 октября 2018 года
4 октября 2018 года
14 сентября 2018 года
3 сентября 2018 года
16 августа 2018 года
25 июля 2018 года
9 июля 2018 года
9 июня 2018 года
15 февраля 2018 года
19 февраля 2018 года
13 февраля 2018 года
12 февраля 2018 года
30 января 2018 года
19 января 2018 года
16 января 2018 года
15 декабря 2017 года
16 ноября 2017 года
10 ноября 2017 года
8 ноября 2017 года
26 октября 2017 года
12 октября 2017 года
2 октября 2017 года
19 сентября 2017 года
14 сентября 2017 года
2 сентября 2017 года
21 августа 2017 года
3 августа 2017 года
18 июля 2017 года
16 июня 2017 года
30 мая 2017 года
29 мая 2017 года
17 мая 2017 года
17 апреля 2017 года
29 декабря 2016 года
23 декабря 2016 года
20 декабря 2016 года
25 ноября 2016 года
23 ноября 2016 года
14 ноября 2016 года
12 октября 2016 года
26 сентября 2016 года
22 сентября 2016 года
24 августа 2016 года
11 августа 2016 года
10 августа 2016 года
1 августа 2016 года
26 мая 2016 года
26 мая 2016 года
21 апреля 2016 года
18 апреля 2016 года
7 апреля 2016 года
5 апреля 2016 года
23 сентября 2015 года
17 сентября 2015 года
20 августа 2015 года
13 мая 2015 года
18 апреля 2015 года
5 февраля 2014 года
24 сентября 2015 года
17 апреля 2014 года
30 мая 2014 года
17 июня 2014 года
10 марта 2015 года
21 октября 2014 года
1 апреля 2015 года