Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия

Особенности функционирования опекунской семьи

Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость её решения предъявляет практические требования к психологии и медицине.

Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка.На сегодняшний день большинством специалистов признаётся в качестве наиболее успешной модели — модель усыновления и опекунства. В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа усыновлений, появилось множество патронатных семей (опекун или патронатный воспитатель получает заработную плату от государства). В настоящее время существует достаточное количество государственных и общественных организаций, которые оказывают подобную помощь и поддержу. Бабушки и дедушки пользуются подобной поддержкой крайне редко из-за своей низкой социальной компетентности, возраста и отсутствия необходимой для этого информацией. А ведь проблемы, с которыми они сталкиваются, воспитывая собственных внуков, довольно серьёзные и могут оказать пагубное влияние на развитие и социальную адаптацию опекаемых ими детей. В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. — Н.П.Иванова) в течение ряда лет было обследовано более 800 семей опекунов в разных регионах России. По результатам этого исследования было выявлено, что опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребёнка (88%), в меньшем (12%) — дедушки. Посторонних граждан среди опекунов не более 2%. Отсюда следует, что опека сложилась как форма устройства ребёнка в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат. Чаще всего опекун является пенсионером (20% старше 60 лет, 40% от 40 до 50 лет.) .Однако несмотря на высокий уровень мотивации воспитание внуков приводит дедушек и бабушек ко многим сложным эмоциональным проблемам. Принятие на себя прародителями родительской роли искажает их временную перспективу и ставит их перед лицом многих проблем. Невозможность сосредоточиться на решении задач возраста — завершении карьеры, адаптации к статусу пенсионера — создаёт ощущение "движения назад". Прародители-опекуны более подвержены эмоциональным нарушениям, депрессии; они менее удовлетворены своей "родительской" ролью, страдают от социальной изоляции . Важнейшим показателем адаптации детей является принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье. И несомненно, что в опекунской семье своих родственников дети знают всё о своих родителях. К сожалению, часто бабушки и дедушки, не выбирая выражений, прямо определяют поведение их дочерей. Опекуны не стараются поддерживать реальные отношения детей с их родителями. Однако в ситуациях, когда это возможно (если родители в трезвом состоянии, положительно настроены на общение с ребёнком и родителями) они должны поощрять посещения и взаимодействия детей и родителей, потому что, несмотря на любовь и заботу бабушек и дедушек, которые они дают своим внукам, это никогда не заменит истинной родительской любви. Даже маленькое словечко от родителей может полностью изменить настроение ребёнка и его поведение. Помимо непростых внутрисемейных отношений проблемы в школе могут также оказывать своё пагубное влияние на эмоциональное состояние каждого из членов семьи. Здесь важно обратить внимание как на успеваемость, так и поведение. Бабушкам и дедушкам необходимо установить и поддерживать положительные взаимоотношения с классным руководителем, объяснить учителю, что происходит и совместным усилиями пытаться помочь ребёнку решить возможные трудности в учёбе и во взаимоотношениях с одноклассниками. Также очень важно уважать частную жизнь опекаемого внука. Однажды, столкнувшись с проблемой наркомании, трудно удержать себя от гиперопеки, контролируя каждый шаг ребёнка. Но стоить помнить, что рано или поздно дети становятся достаточно взрослыми, чтобы быть способными отвечать за собственную жизнь и здоровье, принимать самостоятельно решения и делать свой выбор. И необходимо научить их это делать. А начинать учить нужно уже с детства, распределяя ответственность в равной степени. Современные психологи считают, что наиболее эффективной помощью для опекунов (попечителей) и детей являются коммуникативные образовательные программы, т.н. курсы общения с детьми. На курсах акцент ставится на том, чтобы помочь осознать свой стиль общения с детьми, свои цели и способы воспитания. Курсы помогают справляться с трудностями воспитания настолько эффективно, что даже переходный возраст переносится легко как для опекунов (попечителей), так и для детей.   Другой помощью в воспитании ребенка являются семейные консультации, в которых принимают участие все члены семьи, включая детей. Семейные консультации часто организуются в виде мини тренингов общения, где члены семьи могут обсуждать сложные семейные ситуации, стиль общения друг с другом, учатся правильному общению, используя помощь и советы психолога. Психолог создает комфортную и доверительную атмосферу, помогает приобрести новые навыки общения с детьми. Поэтому необходимо с первых дней появления у вас подопечного ребенка обратиться за консультацией и помощью психолога.  Вместе мы достигнем понимания. Впервые годы жизни собственную и психологическую защищенность, удовлетворение потребностей ребёнка, развитие его личных качеств обеспечивают опекуны. И от того, что с первых лет заложено в ребёнке: аккуратность, соблюдение личной гигиены, режима дня, осознание и выполнение своих прав и обязанностей, дисциплина,  нравственные качества, будет служить основой его безопасности и уверенности строить свою судьбу.

В заключение важно отметить, что воспитывать детей не просто. Чтобы справиться с этим, опекунам нужна грамотная помощь специалистов, консультации и практическая поддержка. Для этого необходимо организовывать различные семинары, группы взаимной поддержки, которые помогали бы им правильно подходить к воспитанию детей — социальных сирот, ведь ребёнок — это пустой сосуд, который наполняется тем, что он видит вокруг себя, а ребёнок — социальная-сирота — это психологически травмированный ребёнок, требующий к себе пристального и чуткого внимания со стороны окружающих его близких ему взрослых людей.

Социальный педагог Е.Шляхтина

Список подразделов:

14 сентября 2018 года
3 сентября 2018 года
16 августа 2018 года
25 июля 2018 года
9 июля 2018 года
9 июня 2018 года
15 февраля 2018 года
19 февраля 2018 года
13 февраля 2018 года
12 февраля 2018 года
30 января 2018 года
19 января 2018 года
16 января 2018 года
15 декабря 2017 года
16 ноября 2017 года
10 ноября 2017 года
8 ноября 2017 года
26 октября 2017 года
12 октября 2017 года
2 октября 2017 года
19 сентября 2017 года
14 сентября 2017 года
2 сентября 2017 года
21 августа 2017 года
3 августа 2017 года
18 июля 2017 года
16 июня 2017 года
30 мая 2017 года
29 мая 2017 года
17 мая 2017 года
17 апреля 2017 года
14 апреля 2017 года
Особенности функционирования опекунской семьи
29 декабря 2016 года
23 декабря 2016 года
20 декабря 2016 года
25 ноября 2016 года
23 ноября 2016 года
14 ноября 2016 года
12 октября 2016 года
26 сентября 2016 года
22 сентября 2016 года
24 августа 2016 года
11 августа 2016 года
10 августа 2016 года
1 августа 2016 года
26 мая 2016 года
26 мая 2016 года
21 апреля 2016 года
18 апреля 2016 года
7 апреля 2016 года
5 апреля 2016 года
23 сентября 2015 года
17 сентября 2015 года
20 августа 2015 года
13 мая 2015 года
18 апреля 2015 года
5 февраля 2014 года
24 сентября 2015 года
17 апреля 2014 года
30 мая 2014 года
17 июня 2014 года
10 марта 2015 года
21 октября 2014 года
1 апреля 2015 года