Компьютерная зависимость
Наличием компьютера в любой, даже
самой небогатой квартирке, сейчас никого не удивишь. А мобильный телефон,
планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти сравнительно
небольшие машины способны заменить человеку практически целый мир, общение с
людьми и любые увлечения. Большое количество различных игр и социальных сетей
приводит к тому, что человек становится психологически зависимым от
создаваемого перед ним компьютерного мира, он начинает проживать свою реальную
жизнь в «ином» мире, где все подчиняется его личным законам и правилам. В
группу риска больше всего попадают дети от 11 до 18 лет, в этот период нервная
система еще слишком неустойчива, нестабильна, она легко поддается влиянию.
На самом деле, объяснить причину возникновения компьютерной зависимости довольно просто. Самыми опасными во всей этой среде считаются ролевые игры, где ребенок или подросток переносится в виртуальную реальность, в которой он играет свою роль, имеет определенные навыки, уровень силы и мастерства, а сама игра наполнена серьезным сюжетом, реальными врагами и угрозами. Дело все в том, что ребенок в процессе игры испытывает лишь сильные и положительные эмоции – радость побед, адреналин, которые ведут за собой выброс реального гормона удовольствия. Он и вызывает очень схожие процессы, которые протекают в голове обычного наркомана. Кстати, компьютерной зависимости в большей степени подвержены именно мальчишки, у которых больше, чем у девочек, развито чувство лидерства, соперничества и азарта.
Симптомы компьютерной зависимости:
• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
• невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
• ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;
• проблемы с обучением;
• сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
• боль в спине;
• нерегулярное питание;
• пренебрежение личной гигиеной;
• расстройства сна, изменение режима сна.
Специалисты рекомендуют использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам.
А Вы знаете, сколько времени
Ваш ребёнок проводит за компьютером?
Шулькевич И.Ю.,
социальный педагог